Не все профессии нужны..?

«Кем быть и куда поступать?» — этот вопрос рано или поздно встает перед каждым школьником. Неминуемый процесс самоопределения и поиска часто усложняют разные факторы. С одной стороны — широкий разброс интересов или, наоборот, их отсутствие. С другой — родители, своим нервным трепетом подавляющие ребенка. С третьей — школа, которая не всегда готова показать, какую роль занимает предмет в разных профессиональных сферах. В этом смысле совершенно неслучайно, что напутствие первокурсникам часто начинается со слов — «Забудьте все, чему вас учили в школе». В реальности же ключ к разгадке заключается в поиске баланса между желаниями и возможностями школьника, в ответе на три коротких вопроса — что я хочу, что я умею и что мне предлагают.

Понять, из чего выбирать

Сегодня изучение существующего предложения на рынке образования больше не должно ограничиваться только сборниками факультетов, рейтингами специальностей, наиболее популярных среди абитуриентов, и стастистикой занятности молодежи. Важно еще и понимать направление, в котором развивается рынок труда: ведь под влиянием новых технологий многие профессии, о которых сегодня мечтают родители школьника, могут быть не востребованы уже через 10 лет. К примеру, согласно «Атласу новых профессий», к 2030 году исчезнет порядка 60 специальностей. Среди них — любимые бабушками многих абитуриентов переводчик, бухгалтер и нотариус.

«Атлас новых профессий» — это совместный проект Агентства стратегических инициатив и Московской школы управления «Сколково». Он показывает, какие профессии зарождаются и развиваются, а какие уходят в прошлое. Среди новых профессий, которые появятся уже в ближайшие пять лет, в “Атласе” названы, к примеру, цифровой лингвист, специалист по адаптации мигрантов и консультант по здоровой старости. Помимо самих специальностей, «Атлас» дает примеры российских университетов, в которых можно получить соответствующее образование и примеры потенциальных работодателей.

Дарья Варламова, главный редактор проекта «Атлас новых профессий»:

“Нужно принимать участие в формировании будущего, делать выбор, думать своей головой — эта идея лежит в основе «Атласа». Мы не просто предлагаем список профессий, мы пытаемся объяснить логику, по которой изменяется рынок труда. Понимание этой логики и умение с ней работать дают гораздо больше шансов на успех, чем слепое следование любому списку. Но от проектов вроде нашего люди обычно ждут готовых рецептов — «Скажите, на какую конкретно специальность мне отдать ребенка, чтобы больше не волноваться о его судьбе?». Преодоление этой инертности и недопонимания — наш главный вызов”.

Чтобы понять логику будущих изменений рынка труда, «Атлас» предлагает также список навыков и умений, необходимых для новых специальностей. По словам Дарьи Варламовой, в будущем будет важным умение профессионально приспособиться настолько, чтобы компьютер не смог потеснить с рабочего места. Это предполагает и развитое творческое мышление, и умение мыслить нестандартно, и умение сопоставлять неожиданные вещи и умение общаться в коллективе.

«Роботы заменят официантов в общепите — в сетях фастфуд или в недорогих забегаловках, – продолжает Дарья Варламова — Но не заменят в дорогих ресторанах, где обходительность официанта останется важным аспектом удовольствия для клиента. Роботы также повлияют и на сферу журналистики: новостники с большой вероятностью вымрут, потому что роботов уже сейчас учат писать новостные заметки, и там достаточно понятный шаблон. Но при этом журналистское расследование робот сделать не сможет».

Не все профессии нужны..?

Источник фото

Понять свои способности

Но прежде чем определяться между парковым экологом и энергоаудитором, стоит все же понять свои способности и предрасположенности к разным сферам. В этом школьнику помогут стажировки, игровые погружения, опыт реальной работы или дополнительное образование. Участие в таких программах позволяет школьникам осмыслить свои особенности и интересы, выстроить некоторую стратегию выбора, который они в будущем собираюся сделать.

Дополнительное образование. «Школа анализа данных» — это образовательный проект компании Яндекс. «Малый ШАД» это его эквивалент для школьников. В программе «Малого ШАДа» — лекции по информатике, математике, лингвистике и смежным дисциплинам. Занятия бесплатные, а для тех, кто живет в других городах или не успел зарегистрироваться, ведутся онлайн трансляции.

В ходе лекций школьникам показывают практическую связь предметов с их реальным применением. В качестве лекторов в «Малом ШАДе» выступают ученые, специалисты наукоемких компаний и преподаватели университетов. К примеру, специалисты компании ABBYY рассказывали школьникам про связь лингвистики и программирования, а профессора МГУ — про связь медицины и техники, а именно про машинное обучение и диагностику заболеваний по ЭКГ.

Выездной семинар. Программа «Выбор» центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» — это серия выездных семинаров для старшеклассников. Группы участников семинаров собираются на базе школ, а родители оплачивают участие. Дети заполняют профессионально-ориентационные тесты, по которым специалисты определяют доминирующие у них профессиональные интересы. В течение трех дней программы дети проходят через три профессионально-ориентационных салона, которые соответствуют их выбору. Внутри салона они пробуют себя в разных видах действий и деятельности, которые важно уметь хорошо делать людям этого профессионального типа.

«Например, если это тип «человек-знаковая система», то это профессия, где нужно очень много и тщательно работать с текстами, — рассказывает Марина Битянова, директор центра «Точка ПСИ» — Мы даем им всякие пробы, которые показывают, умеют ли они, интересно ли им сосредоточено и внимательно работать с текстами, умеют ли они работать со знаками и схемами. Если это технический профиль, мы им даем изобретательские, инженерные и практические пробы, чтобы понять, интересно ли им вообще разговаривать с техникой, техническими моделями и физическими закономерностями».

Лаборатория. Ресурсный центр развития естественнонаучного образования МГПУ и Школьной Лиги РОСНАНО – это собрание высокотехнологичных лабораторий, открытых для пользования всем школьникам. Задачей Центра стоит заполнить недостающий пробел знаний между школьной и университетской программами, показать детям последние достижения науки и техники. На базе центра организуются семинары, встречи с учеными и специалистами, проводятся фестивали науки, разрабатываются специальные образовательные программы для школ.

Бизнес-школа и стажировка. Летняя выездная школа «Наноград» от Школьной лиги РОСНАНО существует с 2010 года. Обучение здесь построено на базе стажерских площадок от десяти инновационных компаний. Школьники разбирают бизнес-кейсы и решают междисциплинарные задачи в области естественных наук и высоких технологий. В ходе работы они учатся проводить исследования и эксперименты, проверять гипотезы и строить научные прогнозы.

Не все профессии нужны..?

Источник фото

Понять свои желания

Но что делать, если ни новые исследования рынка труда с перспективами стать дизайнером эмоций или космогеологом, ни игровые семинары по сбору роботехники не вдохновляют школьника на выбор будущей профессии? Как решить эту проблему и помочь школьнику понять свои желания и мечты? В качестве ответа на этот вопрос Марина Битянова, директор центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ», предлагает родителям целый ряд советов.

  1. Надо перестать пугать детей, что они выбирают профессию на всю жизнь и что это очень серьезно. Весь сегодняшний мир показывает, что люди очень часто меняют профессию и в результате не работают по профессии, которую они планировали. Поэтому они не должны на всю жизнь определяться: они должны сделать выбор на ближайшее время, понять, в какой сфере они бы хотели попробовать себя реализовывать, пока им 18-20 лет.
  2. Перестать подменять выбор детей собственным выбором. Конечно нет ничего плохого в том, чтобы ребенок поддерживал династию. Но он должен делать это осмысленно, решив, что для него это очень ценно. Родители очень часто считают, что вот профессия юриста принесет деньги, а деньги это самое главное, поэтому ребенку нужно идти на эту специальность. То есть они подменяют выбор ребенка, часто не видя его самого, а видя только свою любовь к нему и свое желание сделать ему хорошо.
  3. Перестать добавлять истеричности – «Все уже определились, а ты нет». Вместо этого надо с ребенком поговорить. Но родители часто этого вообще не делают. С подростками разговаривать непросто, многие родители на этом очень быстро ломаются и не выстраивают с ребенком диалог.
  4. Перестать бояться и поговорить. На самом деле подросткам очень хочется общаться с родителями. Тоска подростков по тому, чтобы их слушали и с ними говорили, огромная. Другое дело, что они очень требовательны, пугливы и противоречивы внутри. Поэтому один неверный шаг, одно неверное интонирование, слетевшее с уст какое-то слово и ребенок замыкается. Здесь нужна очень большая аккуратность. Но в любом случае, мне кажется, родитель должен прежде всего помнить, что его ребенок невероятно нуждается в разговоре.

«В целом, — подводит итог вышесказанного Марина Битянова — Это не проблема, это абсолютная норма для этого возраста. Школьникам должно быть трудно выбрать, потому что им еще очень трудно представить свое самостоятельное будущее, ведь у них нет никакого опыта самостоятельного профессионального действия. Я не считаю это проблемой. Я считаю, что дети имеют право сомневаться и не хотеть пока ничего выбирать. Но если нам, взрослым, все-таки надо, чтобы они выбрали, мы должны для этого предпринимать специальные педагогические меры, чтобы этот выбор дети хотели сделать. А это уже не их проблема, это наша проблема».

Источник заглавной картинки

Мудрая сова 06 ноября 2015